Тувинская правда 12+

70 лет на службе школы и учительства

1 декабря 2016
1004

В этом году Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров отмечает 70-летний юбилей. Эта дата стала поводом для беседы корреспондента «ТП» с ректором института Чойганой Монгуш.

— Чойгана Владимировна, расскажите, пожалуйста, историю становления института?

— Институт начинает свою историю с далекого 1946 года, когда был создан «Институт усовершенствования учителей» Тувинской автономной области. С 1962 по 1995 год он находился в подчинении Министерства просвещения Тувинской АССР, имея статус республиканского учреждения, затем в 1995 году был переименован в «Институт развития педагогического образования Республики Тыва». С 2002 по 2008 год — «Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров Правительства Республики Тыва» и с 2008 годы по настоящее время — ГАОУ ДПО (ПК) С «Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров» как подведомственное учреждение Министерства образования и науки Республики Тыва.

Какие значимые направления в области образования реализует ваш институт?

— Сегодня институт осуществляет переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров республики, способных внести эффективный вклад в развитие системы образования; осуществляет методическое обеспечение приоритетных направлений современной системы образования; способствует становлению и развитию профессиональной культуры современного учителя.

Основной деятельностью института является обучение педагогических работников. Институт имеет лицензию по 27 программам профессиональной переподготовки и программы по всем направлениям сферы образования. В стенах нашего института ежегодно на курсах повышения квалификации обучаются свыше 6 тысяч педагогов. Курсы повышения квалификации построены по модульно-накопительной системе и носят практико-ориентированный характер. Успешные учителя-практики в рамках курсовых мероприятий делятся своим передовым опытом. Это учитель математики лицея №15 г. Кызыла Надежда Васильевна Яговдик, старший преподаватель Тувинского государственного университета Сергей Владимирович Сарангов, учитель русского языка и литературы школы № 12 г. Кызыла Елена Григорьевна Тупицына, учитель химии школы № 1 г. Кызыла Раиса Николаевна Бланк, учитель биологии кадетской школы-интерната Любовь Петровна Шумова, учитель географии гимназии № 9 г. Кызыла Нелли Владимировна Монгуш, учитель истории и обществознания Государственного лицея Галина Орланмаевна Лицкевич и доцент Тувинского государственного университета Екатерина Тамбыевна Чамзырын. Мы благодарны всем им, нашим лекторам.

Росту профессионализма педагогов способствуют и проводимые институтом форумы, съезды, научно-практические конференции, семинары, «круглые столы», конкурсы по актуальным проблемам образования.

Коллектив института вносит свой вклад в успешную реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов, государственной программы «Развитие русского языка на 2014–2018 годы», губернаторского проекта «Формирование управленческих кадров из числа педагогов-мужчин», федеральной стажировочной площадки «Распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», обучение экспертов ЕГЭаттестацию педагогических кадров республики. Мы проводим конкурсы профессионального мастерства, всероссийскую предметную олимпиаду школьников, телевизионную гуманитарную олимпиаду «Умники и умницы Тувы», курируем дистанционное обучение детей-инвалидов по всей республике.

Чойгана Владимировна, немного подробнее расскажите, пожалуйста, о реализации Федеральных государственных образовательных стандартов в республике.

— Институт осуществлял пилотную апробацию Федеральных государственных образовательных стандартов основной школы в 6–8 классах на базе 36 инновационных площадках. Инновационные проекты образовательных организаций направлены на использование системно-деятельностного и компетентностного подходов в обучении, реализацию различных моделей организации внеурочной деятельности, психолого-педагогического сопровождения участников образовательной деятельности, использования ЭОР в условиях введения и реализации стандартов с учетом региональной и муниципальной специфики. В ходе апробации ФГОС ООО на инновационных площадках педагоги самостоятельно реализуют практическую часть курсов повышения квалификации, готовят и публикуют научно-методические статьи в различных журналах. Хочется поблагодарить за плодотворное сотрудничество в организации работы стажировочных площадок Елену Герасимовну Берзину, директора лицея № 15 г. Кызыла, Миру Делгеровну Нак­сыл, директора школы № 2 г. Кы­зыла, Буян-Билэга Омаевича Ооржака, директора школы № 1 г. Ча­дана, Аяна Олчат-ооловича Серен-Чимита, директора Тээлинской школы.

Вы сказали, что институт участвует в реализации проектов в рамках целевых федеральных программ. Насколько сложно стать их участником?

— В 2013 году институт выиграл в конкурсе проектов, направленных на успешную социализацию детей, в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. по направлению «Распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся». Кроме нас, в нем участовали еще 17 субъектов Российской Федерации. С каждым годом отбор становился все жестче, и в 2014 году только трем регионам была дана положительная оценка по результатам реализации их проектов, в их числе оказались и мы. Работа над этим проектом активизировала мероприятия по здоровьесбережению в общеобразовательных организациях республики. В его рамках ежегодно осуществляется мониторинг физиологического и психологического здоровья по компьютерной программе профессора Р.И. Айзмана «Методика комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ».

Каковы промежуточные результаты реализации проекта «Формирование управленческих кадров из числа педагогов-мужчин»?

— По инициативе Анатолия Партизановича Дамба-Хуурака, заместителя Председателя Правительства Республики — руководителя Администрации Главы и Аппарата Правительства, с 2014 года институт является координатором губернаторского проекта по формированию управленческих кадров из числа педагогов-мужчин. На начало 2016-2017 учебного года численность педагогов-мужчин составила 1074 человек — наблюдается прирост — по сравнению с 2014 годом, на 15% (было 933 человека). На руководящих должностях работает 181 педагог-мужчина. В 2017 году продолжится работа по повышению престижа профессии учителя, формированию профессиональной и личностной мотивации педагогов через конкурсы профессионального мастерства, а также выявление лучших практик воспитательной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Деятельность института направлена на повышение профессионализма педагогов всей республики через контроль и реализацию актуальных всероссийских и республиканских проектов, а также повышение качества знаний обучающихся.

Серафима ЧООДУ

asdf asdf asdf