Послание Главы Республики Тыва Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва о положении дел в республике и внутренней политике на 2015 год.
Уважаемый Кан-оол Тимурович! Уважаемые депутаты Верховного Хурала! Коллеги! Друзья! Земляки!
Совсем недавно я вернулся из Москвы, где имел возможность вместе с руководителем республиканского парламента, нашими сенаторами и депутатами послушать вживую Послание Президента страны Федеральному Собранию Российской Федерации. По сути, послание всему миру, всем нам.
Не сомневался, что Послание будет глубоким и патриотичным. С нами говорил человек, который абсолютно точно знает, что делает и что нужно еще сделать, чего бы это ни касалось — будь то внешнеполитические сложности или строительство сельской школы. Заражает железное спокойствие и уверенность Владимира Владимировича, особенно когда доподлинно знаешь, в каких сложных условиях ему приходится защищать интересы России и права наших собратьев в Украине.
Мы все хорошо понимаем, что 2015 год будет для страны непростым. Но мы также хорошо осознаем, что современные вызовы как никогда сплотили российский народ. Любовь к своей Родине, уважение к великой истории, сила правды стали мощным импульсом для укрепления России.
Владимир Владимирович сказал: «Впереди время сложное, напряженное, и многое зависит от каждого из нас на своем рабочем месте. Так называемые санкции и внешние ограничения — это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленной цели».
Для нас эти слова должны стать руководством к действию — никто, кроме нас самих, не решит наши проблемы. Никто нам ничего не подарит, с неба дары не упадут. Все зависит от нас самих. У нас есть внутренние резервы, и мы обязаны задействовать их по максимуму.
Уважаемые коллеги!
На исходе 2014 год. Год для республики особенный. Темой 100-летия единения России и Тувы мы прожили три года, которые наполняли нашу жизнь особым, глубоким историческим содержанием. И вот теперь юбилейный год сам становится историей. Каковы его основные итоги?
Остановлюсь на основных, на мой взгляд, моментах.
Первое. Юбилей всколыхнул самые лучшие качества наших земляков, прочнее сцементировал разные поколения Тувы: от дошколят до седых ветеранов.
Можно много и долго говорить о патриотизме и интернациональной дружбе. Но важны реальные дела. Юбилей предоставил возможность соприкоснуться с живой историей родной республики, страны, сопереживать её реальные события и судьбы. И это самая эффективная «прививка» от духовной слепоты, равнодушия, национализма. Насколько это актуально сегодня, прекрасно понимает каждый из нас.
Мы с особой остротой почувствовали себя частью великой страны, которая очень высоко ценит вклад молодой республики в общую историческую летопись Отечества. Многонациональный народ Тувы с Юбилеем приехал поздравить Президент страны Владимир Владимирович Путин. Главный духовный итог нашего юбилея — его высочайший объединительный заряд.
Второе. Готовясь к юбилею, мы сами себе доказали, что можем и умеем напряженно работать. И сегодня мы по праву можем сказать: нам есть, чем гордиться. Символ Тувы — «Центр Азии» — обрел новое уникальное звучание. Мы сами еще плохо осознали, что приобрели архитектурно-скульптурный комплекс мирового уровня и по художественному воплощению, и по выражению единства и сущности Азии. Уверен, что сила притяжения нового «Центра Азии» будет расти от поколения к поколению, и Тува действительно станет сердцем азиатского континента.
Я хотел бы еще раз поблагодарить талантливого художника Даши Намдакова и строительную организацию «Водный мир» за их сложный творческий труд и воплощение нашей мечты.
Туристический потенциал республики существенно прирос обновленной набережной, красивейшим местом, где рождается могучий Енисей. Хочется поблагодарить и тех скульпторов — участников юбилейного симпозиума, чьи работы украсили кызылский «Арбат» и другие столичные площадки.
Сказать спасибо всем активистам акций «Тува — чистоты и порядка», «100 добрых дел». Особо отметить те федеральные ведомства, которые помогли своим территориальным структурам встретить юбилей в новых зданиях, с новым жильем для своих сотрудников — это, прежде всего, Министерство обороны, МЧС, МВД, Следственный комитет, Управление пограничных войск, Пенсионный фонд.
Подготовка к юбилею буквально «подстегнула» строительную отрасль. Только по городу Кызылу одновременно велись работы на 24 строительных площадках. Это не только юбилейные объекты, но и детские сады, школы, спортивные залы, площадки, многоквартирные дома, улицы и дороги. Все, что мы запланировали к юбилею, было построено: обновились Набережная, Национальный парк, центральные скверы и улицы в столице. Большим подарком к юбилею от Президента страны и Министерства обороны стало Президентское кадетское училище.
Дорожная инфраструктура Кызыла стала более современной за счёт масштабной реконструкции основных магистралей транспортного центра республики.
Уважаемые коллеги! Хочу торжественно объявить. Вчера была введена в эксплуатацию объездная дорога от Каа-Хемского угольного разреза в сторону трассы М-54. Это долгожданное для нас событие. С сегодняшнего дня проезд по улице Магистральная для большегрузного транспорта закрыт.
Каждая новая дорога — это артерия экономики, импульс к комплексному развитию, к благоустройству прилегающих территорий, созданию придорожной инфраструктуры. Уверен, что Магистральная и новая круговая дорога дадут этот толчок и существенно разгрузят транспортные потоки столицы.
Более современными стали и центральные улицы кожуунных центров. Хотел бы поблагодарить председателей администраций Хандагайты, Шагаан-Арыг, Ак-Довурака, Турана и поселка Каа-Хем, которые сдержали свое слово и собственными силами организовали освещение центральных улиц. В районах появилось немало новых объектов. И особенно радует, что строились они не только за государственный счет. В Чадаане готов к эксплуатации Физкультурно-оздоровительный комплекс, построенный на спонсорские средства по инициативе нашего земляка, Министра обороны, Героя России Сергея Кужугетовича Шойгу.
Два года назад мною была поставлена задача — избавиться от унизительного штампа «Хоозураан Тыва» — «Разрушенная Тува». Было выявлено более пятисот заброшенных объектов. Из них 272 еще можно вернуть в строй. На сегодня предприимчивыми земляками полностью восстановлено 50, на 72 еще ведутся работы. На базе заброшенных «бесхозов» по всей республике уже работают 15 производственных гаражей, пять цехов по производству кирпича, кузнечных изделий, брусчатки, мебели, четыре пилорамы, два сельскохозяйственных рынка, три молокоприёмных пункта, две общественные бани, три магазина, три жилых дома. В сёлах появились новые спортивные залы, конюшни, пекарни, зерно- и угле- хранилища, другие производственные и социальные объекты.
Хочу привести пример из совсем недавних. Весной этого года в г. Ак-Довураке стартовала фирма «Апрель», которая, успешно начав изготовление строительных материалов, взялась за комплексную малоэтажную застройку и намерена увеличить свое производство на восстановленных, ранее заброшенных, складских помещениях. Вот таких комплексных проектов, включающих технологические цепочки от производства, например, строительных материалов из местного сырья до сдачи под ключ жилья, мы ждём и от других предпринимателей. Их будем поддерживать в первоочередном порядке. Использование при этом бесхозяйных объектов приветствуется. А резервы заброшенных строений, которые можно и нужно восстановить, ещё сохраняются. Новую жизнь предстоит вдохнуть ещё в 150 из них. От остальных продолжим избавляться в плановом порядке.
Заслуживают благодарности председатели администраций Дзун-Хемчикского, Тес-Хемского, Бай-Тайгинского, Каа-Хемского, Эрзинского кожуунов, которые активно включились в борьбу с разрухой и достигли лучших результатов.
Что касается результатов конкурса «Тува — территория чистоты и порядка», то они будут подведены в особо торжественной обстановке — на итоговом Республиканском Государственном совете. Сейчас лишь хочу отметить, что по всей республике были привлечены свыше 63 тысяч человек, убрано и вывезено 49 тысяч тонн твердых бытовых отходов, посажено 17 тысяч саженцев деревьев, кустарников. Неплохие результаты. Но чистота и порядок — это категория постоянная. Актуальность и темпы данной работы снижаться не должны. Опыт, приобретенный в предъюбилейный период, по благоустройству столицы и других населенных пунктов необходимо использовать в дальнейшем.
И, наконец, третий момент, связанный с итогами юбилея. Пожалуй, он является главным. Это тот задел, который нам удалось сделать для дальнейшего развития Тувы, для нашего нового столетия в составе России.
Уважаемые коллеги, мы вместе с вами сформировали портфель жизненно важных для будущего Тувы инфраструктурных проектов. Мы их много обсуждали. Они хорошо вам известны: строительство железнодорожной линии «Курагино — Кызыл» в увязке с освоением минерально-сырьевой базы республики, перенаправление в сторону Хандагайты федеральной автомагистрали М-54 «Енисей», обустройство в многостороннем режиме пункта пропуска «Хандагайты — Боршоо», строительство собственной генерирующей мощности — тепловой электрической станции, модернизация котельных и тепловых сетей в городах Шагаан-Арыге и Ак-Довураке, реконструкция аэропорта г. Кызыла со строительством новой взлетно-посадочной полосы и строительство ряда социальных объектов.
Сейчас у нас появилась возможность включить в инвестиционный портфель еще один перспективный проект, который при его успешной реализации способен решить наши многие проблемы и форсировать развитие республики. Это — проект газификации республики. Вы знаете, что руководством страны принято решение о строительстве трубопровода «Алтай», который соединит газовые месторождения Западной Сибири и потребителей Синьцзян-Уйгурского автономного района на западе Китая. У Тувы есть потенциальная возможность вписаться в эту газовую инфраструктуру. Для нас это и новые источники энергии, и возможность улучшить экологическую ситуацию в столице. Пока этот проект — на уровне намерений и предварительных переговоров с руководством компании Газпром. Поручаю Министерству экономики республики начать его разработку и активное продвижение.
Юбилейная тематика позволила представить нашу программу развития на самом высоком федеральном уровне. В ноябре 2013 года социально-экономическое развитие Республики Тыва обсуждалось на заседании федерального правительства. В феврале 2014 года мы получили Постановление Совета Федерации, поддержку сенаторского корпуса страны. По поручению Председателя Правительства России Дмитрия Анатольевича Медведева разработан и проходит согласование Комплексный план социально-экономического развития республики.
Надо честно признать, что продвижение документа в непростой для России экономический период идет очень сложно. Но мы обязаны проявить настойчивость.
ТЕПЕРЬ — ОБ ОРИЕНТИРАХ И ЗАДАЧАХ 2015 ГОДА
Условия, в которых наша страна вступает в наступающий год, далеки от идеальных. Cанкционное давление Запада, снижение цен на нефть и падение курса национальной валюты — все это объективная реальность. Для того, чтобы не допустить снижение уровня социальной поддержки, мы обязаны мобилизовать все внутренние резервы.
Ключевыми факторами 2015 года должны стать очень жесткая финансовая дисциплина, обоснованность бюджетных расходов и их максимальная эффективность. Каждый вложенный бюджетный рубль должен приносить реальную отдачу.
Именно в таком ключе сформирован бюджет республики. Посыл «Жить по средствам» должен в буквальном смысле стать главным финансовым девизом года. При этом мы должны не просто «жить по средствам», а научиться с меньшими средствами решать тот же объём задач. В благодушном режиме жить не получится. Механического распределения средств по бюджетным статьям уже недостаточно. Принцип планирования расходов от итогов прошлого года, от достигнутого — контрпродуктивен. Нужны нестандартные, если хотите — своеобразные, антикризисные меры.
В своем бюджетном послании на 2014 год я давал задание провести на пилотных площадках внедрение механизма нормативного финансирования бюджетных учреждений. Мы тогда говорили о том, что не надо бояться нормативного планирования. Жизнь показала, что в этом секторе у нас большие резервы. Важно не забывать главного — переход на нормативные принципы задуман не для оптимизации ради просто оптимизации. Он задуман ради стандартизации и повышения качества государственных и муниципальных услуг, стоимость которых и обсчитывается при нормативном подходе. Именно обсчитывается, а не получается путём механического выведения среднего показателя, например, по школам, больницам и домам-интернатам. Перед экономическими отделами отраслевых министерств бюджетного сектора сегодня стоит колоссальная задача по определению экономически обоснованных нормативных тарифов для подведомственных учреждений. Переход на нормативное планирование расходов неизбежен. И нам крайне важно не допустить при этом снижения качества услуг. Какой из этого следует вывод? Главным источником экономии должно стать сокращение неэффективных расходов, снижение издержек.
Мы никак не можем пойти, например, на ухудшение качества питания больных или сокращение списка необходимых лекарств. Но можем и должны оценить, насколько эффективно используются больничные койки, не раздут ли искусственно штат вспомогательного персонала и тому подобное. Министерству здравоохранения и Территориальному фонду ОМС необходимо проанализировать тариф учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования. На сегодня сложилась ситуация, когда более 70 процентов расходов по тарифу приходится на заработную плату медицинских работников. Мы успешно реализуем майские указы президента в части её повышения, по этим показателям входим в тройку лидеров среди регионов Сибирского федерального округа. Это замечательно. Это хорошо, что люди зарабатывают деньги. Но давайте всё-таки посмотрим, насколько обоснована в тарифе медицинских услуг такая высокая доля заработной платы, и соответствует ли она качеству нашего медицинского обслуживания? В модернизацию здравоохранения вложены колоссальные средства, закуплено дорогостоящее оборудование, созданы условия для повышения эффективности медицинской помощи. Теперь необходимо акцент в расходах перенаправить именно на нужды самого пациента — на медикаменты, расходные материалы для своевременной диагностики, мягкий и твёрдый инвентарь больниц, качественное питание стационарных больных.
Хочу ещё раз подчеркнуть — управленческим структурам всех уровней предстоит скрупулёзная системная работа по анализу и сокращению любых неэффективных затрат. И начать необходимо с анализа собственных расходов. Поручаю заместителю Председателя правительства по социальной политике возглавить и осуществлять координацию работы по данному направлению. Промежуточные результаты намерен оценить по итогам I полугодия.
На республиканском уровне мы уже сэкономили на единой хозяйственной службе, создав Хозяйственное управление исполнительных и законодательных органов Республики Тыва, которое обслуживает и правительство, и Верховный Хурал. В качестве еще одного примера экономии средств за счёт оптимизации я хочу привести наше решение о создании единого управленческого аппарата и единой бухгалтерии для Уполномоченных по правам человека, по правам ребёнка, по правам предпринимателей и Общественной палаты республики.
На следующий год мы запланировали сокращение бюджетных расходов на содержание всех республиканских учреждений на 5 процентов, прежде всего, за счет внедрения нормативного финансирования. Теперь подобных шагов мы ждем от муниципальных властей. Прошу вас пересмотреть свои аппараты управления, оценить эффективность расходов на их содержание. Сэкономленные бюджетные средства останутся в муниципалитетах и должны быть направлены на поддержку местных сельхозпроизводителей.
Мобилизация внутренних резервов требует неординарных решений. При формировании бюджета республики на 2015 год мы уже предприняли, как минимум, один нестандартный шаг. Создан централизованный фонд, предназначенный обеспечить необходимый уровень софинансирования при реализации федеральных программ и муниципальных проектов. Нам обязательно надо участвовать во всех федеральных программах.
Парадоксально, но факт — при всей ограниченности средств к концу года у нас зачастую остаются неосвоенные деньги. Справедливости ради следует признать, что для этого есть и вполне объективные причины — позднее финансирование из федерального бюджета. Однако это лишь одна сторона медали, вторая — наша собственная нерасторопность. Давайте зададимся вопросом: что нам мешает качественно и в срок освоить выделяемые бюджетные средства? Прежде всего, неподготовленность проектов: отсутствие полного пакета документов, оформленных участков, проработанного алгоритма управления проектом, четкого графика его реализации, слабые подрядчики. Часто за проекты выдаются плохо просчитанные намерения, пусть и благие. Это касается и республиканского, и муниципального уровней. Чтобы сконцентрировать средства на реализации наиболее проработанных проектов, и создаётся республиканский централизованный фонд.
Претендовать на средства этого фонда могут абсолютно все министерства и ведомства и, конечно, муниципалитеты. Министерства и ведомства для того, чтобы получить деньги на софинансирование федеральных программ, должны их защитить на федеральном уровне и доказать свою готовность их освоить.
Муниципалитетам для того, чтобы выиграть конкурс на получение средств, необходимо представить готовые площадки для реализации проекта. У нас зачастую выходит так: дайте мне средства, я построю 20 домов для детей-сирот. Средства выделяются, а потом оказывается, что не можем провести конкурс: нет оформленных участков, нет условий для техприсоединения и так далее. Или: уже проведен конкурс, определен подрядчик, построены дома, а в условиях контракта нет заданий на подключение к электроснабжению, на благоустройство.
Эту практику мы намерены в корне пресечь. Хочу еще раз подчеркнуть, что средства из централизованного Фонда развития будут распределяться на конкурсной основе. Поручаю Министерству финансов до 1 февраля 2015 года разработать порядок и критерии участия в данном конкурсе.
Теперь о сбалансированности бюджетов всех уровней. Все наши социальные расходы, по большому счету, определены майскими Указами Президента страны. Их безоговорочное выполнение — главное условие эффективности руководителя любого ранга. Надеюсь, это понятно всем. Увеличивать или расширять другие социальные, непроизводительные расходы нам не по карману. Это тоже всем надо четко понимать.
А вот работать над увеличением доходной части и привлечением инвестиций мы обязаны. Наращивание собственных доходов — это основной приоритет будущего финансового периода. Владимир Владимирович Путин в своем послании поставил задачу — не усиливать давление на бизнес (введен четырехлетний налоговый и трехлетний надзорный моратории), а расширять его, прежде всего, за счет старт-апов. Руководство страны приняло принципиальное решение по поддержке начинающего бизнеса. Мы считаем этот шаг единственно верным. Малый и средний бизнес для Тувы является фактически единственной производительной силой на данном этапе.
Поддержку бизнеса мы всегда рассматривали как главный механизм в борьбе с безработицей. За 7 лет мы добились четырехкратного увеличения предпринимательского корпуса, а его доля в валовом продукте, составляющая прежде около 3–4 процентов, сейчас превысила 14 процентов. Понятно, что чем больше мы создадим рабочих мест в этом секторе, тем больше выиграют жители республики, тем активнее будет пополняться республиканская и муниципальная казна, так как для нас основной налоговой базой остается НДФЛ.
Если говорить о внутренних резервах муниципального уровня, то хочу обратить внимание на еще одну нашу законодательную инициативу. В ноябре этого года приняты поправки в закон о патентной системе в республике. Этими поправками мы совместно с депутатами дифференцировали стоимость патента в зависимости от территориальных условий ведения бизнеса. Согласитесь, условия в столице и в Монгун-Тайге разительно отличаются. От реализации нового закона выиграет, прежде всего, сельский бизнес. На селе патент будет значительно дешевле.
Приведу пример. Сейчас предприниматель, занимающийся ремонтом и пошивом одежды в с. Бай-Даге, наравне со столичным бизнесменом платит за патент почти 11 тысяч рублей. В 2015 году, по новому закону, он заплатит на 3 тысячи меньше.
По различным оценкам, патентная система в среднем снижает налоговую нагрузку на предпринимателей почти в 5 раз. По отдельным видам бизнеса выгода ещё выше. Так, по бытовым услугам средний размер единого налога на вмененный доход в Кызыле в год составляет 150 тысяч рублей, а вот стоимость патента по этим услугам в среднем составит всего 12,6 тысячи рублей.
Патентная система выгодна не только предпринимателям. Увеличивать количество обладателей патентов — в интересах местных администраций, так как все доходы от патентов идут в их бюджеты. Каждый выданный патент — это, как минимум, одно рабочее место. Мы получаем снижение безработицы, вывод из тени малого бизнеса и увеличение доходной части местных бюджетов. Это очень перспективный резерв развития.
Для того, чтобы эту законодательную инициативу претворить в жизнь, необходимо ее обеспечить четко выстроенной информационной поддержкой. Нужна масштабная и настойчивая разъяснительная работа о плюсах патентной системы. Поручаю Министерству информатизации и связи совместно с налоговыми службами провести активную информационную кампанию с начала нового налогового периода.
Подводя черту под бюджетной темой, хочу акцентировать внимание на том, что принцип «жить по средствам» должен стать основополагающим на всех уровнях планирования, начиная с принятия консолидированного бюджета республики, сметы расходов каждого предприятия, учреждения, организации, и заканчивая оценкой каждой семьёй своих финансовых возможностей и допустимых затрат. Сегодня во всей стране очень остро стоит проблема закредитованности населения. Не обошла она и нашу республику. Только за один год и только по потребительским кредитам задолженность наших граждан перед банками выросла более чем на 8 процентов. Почти 70 процентов от совокупной задолженности по кредитам приходится на долги населения. На каждого жителя Тувы от 18 до 65 лет в среднем приходится почти 113 тысяч кредитных долгов. На конец года количество исполнительных производств о взыскании задолженности по кредитным платежам составляет более восьми тысяч.
Конечно, можно сказать, что каждый «кузнец своего счастья», и отмахнуться. Действительно, нужно, чтобы сами граждане понимали и знали свои возможности, и в долговую яму свои семьи без крайней необходимости не втягивали. Но и наша с вами задача постоянно разъяснять людям опасность «лёгких» денег — потребительских кредитов, кредитных карт… Учить ответственно оценивать последствия долговых обязательств.
Жизненные проблемы, если их не регулировать, накапливаются, как «снежный ком». К долгам по кредитам прибавляются долги за коммуналку. В итоге не только население оказывается в долговой яме, но и лишаются возможности развития предприятия жизнеобеспечения. У нас сложилась крайне серьезная ситуация в энергетике. Например, жителям Ак-Довурака, Шагаан-Арыга, Кызыла необходимо осознавать, что от их платежной дисциплины зависит и работоспособность ТЭЦ, центральной котельной, и тепло в их домах.
Проблемы ЖКХ имеют для нас исключительно важное значение. Мы уже прошли через испытания, пережив коммунальную аварию в Хову-Аксы. Построенные нами на кредитные деньги модульная котельная, новая теплотрасса в поселке уже дают тепло. Есть определенные проблемы бесперебойного запуска всей теплоснабжающей системы, но они решаемы. Сегодня мы приступили к модернизации котельных и теплосетей в городах Шагаан-Арыге и Ак-Довураке, на выходе — проектно-сметная документация, до конца этого года планируем закупить оборудование. В 2015 году — уже начать строительство.
Исходя из актуальности проблемы и масштабности поставленных задач по развитию ЖКХ, кураторство над этой отраслью поручено первому вице-премьеру.
На сегодня жилищно-коммунальное хозяйство — это самая проблемная отрасль, которая самым непосредственным образом определяет качество жизни каждого из нас. Уже всем ясно, что одной власти эту проблему не вытянуть, необходимо самое широкое участие общественности. У нас много активных людей, сумевших проявить себя в конкретных делах. Приведу пример: на моей встрече с женским активом своим опытом по наведению порядка в доме по адресу: ул. Калинина, 7а г. Кызыла поделились Мария Галацевич и Эллада Анай. Мне очень понравилась их настойчивость, дом действительно стал лучше. По моему предложению, этих женщин включили в состав Общественного совета по вопросам ЖКХ. Активных, неравнодушных людей надо брать на заметку и привлекать к решению государственных задач. Особенно в части народного контроля.
Очень жесткого общественного мониторинга требует Республиканский фонд капитального ремонта. Хочу обратиться к активистам Народного фронта. Возьмитесь за это дело. На контроль нужно взять как качество коммунальных услуг, предоставляемых населению, так и платежную дисциплину граждан.
На сегодня общий долг населения перед тепловиками и энергетиками составляет почти 645 миллионов рулей. С начала года произошло неплохое снижение, но сумма долга остается внушительной.
Я выступил с законодательной инициативой о внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и статью 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Суть предлагаемых изменений заключается в дополнении перечня ограничений, связанных с принятием и нахождением граждан на государственной и муниципальной службе. А именно: гражданин не может быть принят или находиться на государственной и муниципальной службе при наличии задолженности по налогам более чем за двухлетний налоговый период и коммунальным платежам более чем за шесть месяцев. Уклонение от своевременной уплаты налогов и коммунальных платежей, на мой взгляд, по меньшей мере, надо расценивать как непонимание гражданином своей ответственности перед государством и согражданами. А это вряд ли совместимо с пребыванием его на государственной или муниципальной службе. Благодарю депутатов Верховного Хурала за оперативность и поддержку этой инициативы. Наши предложения будут рассмотрены в Государственной Думе.
Уважаемые коллеги!
Режим санкций и необходимость обеспечения продовольственной безопасности стимулируют нас обратить особое внимание на поддержку агропромышленного комплекса.
Для нас развитие АПК всегда было приоритетом. В село за последние 5–6 лет вложено из разных источников почти три миллиарда рублей, объём бюджетных инвестиций в агропромышленный комплекс республики возрос за эти годы в 10,6 раза. Дали результаты наши действия по поддержке чабанов-тысячников. По поголовью скота на душу населения мы прочно лидируем в Сибирском федеральном округе. Нарастив основные количественные показатели в сельском хозяйстве, мы обязаны перейти к следующему шагу — поддержке сельского товарного производства.
В предъюбилейном году был объявлен масштабный проект «Одно село — один продукт». Есть определённое удовлетворение от того, что мы как бы предвосхитили ситуацию по поддержке отечественного производителя, занялись этим ещё два года назад. Теперь есть лучшее понимание, как нам действовать дальше.
На сегодня из 177 заявленных поселенческих проектов реализовано 153. Совокупный объем выпуска товаров и услуг участниками проекта составил 127,7 миллиона рублей. За весь период реализации проекта создано 1 109 новых рабочих мест. Более 82 процентов товаров и услуг реализуется участниками проекта в пределах районов, около 18 процентов — на потребительском рынке города Кызыла. Налоговые поступления составили за 9 месяцев текущего года почти 10 миллиона рублей.
На недавно прошедшей итоговой выставке образцы своей продукции продемонстрировали 159 участников проекта из всех муниципальных образований и сельских поселений Тувы. По сравнению со стартовой выставкой 2013 года, количество участников увеличилось более чем в полтора раза. Несмотря на то, что ярмарочная торговля проходила в будние дни, выставка привлекла большое количество жителей и гостей Кызыла. В течение двух дней на ней побывали более 15 тысяч человек.
На выставке, как обычно, определены победители, но я сознательно не хочу приводить конкретные примеры, потому что считаю, что наш макропроект еще в пути. И всем его участникам еще предстоит доказать жизнеспособность своего дела. В целом хочу отметить, что свою основную миссию на данном этапе проект «Одно село — один продукт» выполнил: предпринимательская активность сельчан значительно возросла.
Увеличилось производство цельномолочной продукции на 16,9 процента; мясных полуфабрикатов — на 26; рыбных полуфабрикатов — на 2, питьевой воды — на 40 процентов. Индекс производства продукции сельского хозяйства в целом по республике вырос на 1,5 процента.
Как вы помните, у нас были намерения завершить поддержку проекта в этом году, но жизнь рассудила по-своему. Шансы, которые возникли у местных сельхозпроизводителей по импортозамещению в продовольственной сфере, ни в коем случае нельзя упускать, они уникальны и полностью совпадают с основной целью республиканского проекта «Одно село — один продукт». Неслучайно он получил очень хорошую оценку в Общественной палате России.
Надо двигаться дальше, вывести проект на качественно новый уровень. Сделать максимально рентабельным. В селах должны остаться и получить дальнейшее развитие те предприятия, продукция и услуги которых востребованы рынком.
Сохраняя все основные виды государственной поддержки сельхозпроизводителей, с 2015 года мы будем больше сосредотачиваться на субсидировании готовый продукции. Оценивать эффективность работы предприятия мы будем не по количеству произведенной продукции, а по количеству реализованного товара.
В правительстве республики мы достаточно много времени и сил уделяем проекту «Одно село — один продукт». Буквально за каждым населенным пунктом закреплен член правительства, создана Межведомственная рабочая группа. Такой подход позволил наладить тесный и персональный контакт с каждым сельхозпроизводителем. Мы знаем их всех в лицо, знаем их проблемы. Это очень важно.
В дискуссиях по проекту мы естественным образом вышли на масштабные задачи взаимоувязанности всех производств на селе, выстраивания эффективной логистики агропромышленного комплекса. По сути, мы вышли на кластерный подход к организации республиканского АПК. Министерством сельского хозяйства республики уже выделены основные зоны ведения аграрного производства, их кластерные центры в виде укрупненных перерабатывающих производств, определены транспортные завязки между предприятиями, поставщиками сырья и потребителями продукции.
Для примера скажу, что со следующего года планируется начать создание четырех крупных объектов, претендующих на роль кластерных центров: создание тепличного хозяйства на базе СПК «Агросоюз», молочно-товарной фермы на базе ООО «Туранское», мясокомбината в п. Сукпак, оптово-распределительного центра на базе рынка «Сайзырал».
Таким образом, реализация проекта «Одно село — один продукт» будет продолжена в другом формате — с учетом кластерной структуры республиканского АПК. Это значит, что при создании новых производств предприниматель, председатель администрации, отраслевой министр должны четко просчитывать рентабельность проекта, востребованность конечного продукта и место этого производства в зональном кластере.
Уважаемые коллеги!
Наши усилия по оживлению экономики села дали свои результаты. Появились новые предприятия, сельчане стали активно строится, замедлился отток из села молодёжи, всё большее число молодых людей выбирают для себя сельский уклад. Но нужно признать: качество жизни на селе еще далеко от современных требований. Общероссийская программа «Социальное развитие села» помогает нам понемногу подтягивать социальную инфраструктуру села. Но этого явно недостаточно. Необходимы дополнительные, если хотите, экстраординарные, меры. Особенно по проблемным направлениям. По тем параметрам, которые государство обязано обеспечить. Например, безопасность граждан.
За последние годы общий уровень преступности, безусловно, снизился. Так, если в 2006 году количество тяжких преступлений составляло 3398 случаев, то в 2013 году — 1876, в том числе количество убийств уменьшилось почти наполовину. Эту тенденцию надо обязательно закрепить и сконцентрировать внимание на проблемных направлениях. Например, нас беспокоит рост рецидивной преступности. Удельный вес правонарушений, совершенных бывшими осужденными, составляет почти половину всех преступлений. В отдельных районах (Бай-Тайгинском — 63 процента) — почти две трети.
Мы прилагаем большие усилия, чтобы выстроить системную профилактическую работу. Заключили соглашения с Управлением федеральной службы исполнения наказания, выстраиваем взаимосвязанность работы местных администраций с администрациями колоний, правоохранительными органами, чтобы иметь представление, кто и когда освобождается, чем намерен заняться, нуждается ли в социальной поддержке. В этих же целях создали в каждом населенном пункте, в школах Советы отцов. Правительством одобрен законопроект «О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка», который определяет права и обязанности членов ДНД, их социальные гарантии.
Люди особенно остро реагируют на несправедливость. Кто-то получил теплое место по блату, кто-то ушел от наказания, волокитятся и сводятся на нет резонансные дела, сотрудники полиции, руководители местных администраций закрывают глаза на известные им адреса нелегальной продажи суррогатов. Все это и подрывает доверие к власти. Работа властных структур и кадровая политика должны быть прозрачными и понятными для людей. Мы — за ротацию кадров, особенно тогда, когда она позволяет по-новому взглянуть на старые проблемы и ускоряет их решение.
У нас на территории работают 714 государственных служащих республики, 928 муниципальных служащих и 948 федеральных служащих. Но людям не интересны эти цифры, они не делят нас на федералов, регионалов и муниципалов. Для них мы все — представители одной власти. И ответственность у нас на всех общая. И доверие у людей складывается в целом к власти. Оно зависит и от справедливости судебных решений, и от заинтересованности в снижении рецидивной преступности руководства УФСИН, и от действенности следственных органов, и от эффективности работы участковых.
А какое может быть доверие, когда у нас есть населенные пункты, которые фактически не прикрыты органами правопорядка. Людям элементарно некуда обратиться в случае опасности. В республике работают 139 участковых, в том числе 92 — в сельской местности. По средним нормам, по стране вроде бы достаточно. Но если учесть, что в ведении наших сельских участковых находятся по несколько населенных пунктов, которые отдалены друг от друга сотнями километров, то такие усреднённые мерки к нашим условиям никак не подходят.
Лишь 49 сельских участковых обеспечены жильем, остальные арендуют жилые помещения, живут у родственников. Из имеющих жилье только 28 участковых проживают на своих административных участках, то есть по месту работы. Остальные посещают свои участки наездами.
Мы поставили перед собой задачу вернуть участковых инспекторов «на землю», чтобы они жили и работали в одном месте и объединяли вокруг себя всех, кто занимается профилактической работой. Внесли изменения в республиканский Конституционный закон «О земле». Теперь при желании участковый может прямо по месту своей работы бесплатно получить земельный участок и выстроить собственный дом. Это одна наша инициатива, вторая — касается строительства служебного жилья.
С профессиональным сообществом сотрудников правоохранительных органов я уже обсудил идею нового проекта «Дом для участкового». Каким мы видим этот дом? Дом для участкового будет включать в себя, с одной стороны, строения — служебное жилье для семьи сотрудника полиции, с другой — помещение пункта охраны общественного порядка, то есть его рабочее место. И место размещения центра деятельности ДНД, всех, кто заинтересован в борьбе с криминалом.
На 2015 год мы запланировали строительство 10 домов для участковых. Для этого будут выделены целевые средства из республиканского бюджета. Поручаю Министерству строительства совместно с Министерством внутренних дел республики к 1 февраля 2015 года подготовить типовой проект Дома для участковых.
Каждый муниципалитет может принять участие в конкурсе на получение данных средств. Будут обязательные условия конкурса. Первое — обоснованность строительства Дома для участковых в том или ином населенном пункте. Второе — готовность оформленных земельных участков под строительство, в том числе по подключению к электроснабжению.
Поручаю заместителю Председателя правительства республики Шолбану Чыргал-ооловичу Монгушу к 1 февраля разработать Положение о конкурсе на получение бюджетного гранта на строительство Дома для участковых и стать куратором этого проекта. Он должен стартовать с 1 февраля 2015 года, с 1 марта должны начаться процедуры по определению подрядчиков.
Говоря о социальных проблемах села, мы четко себе представляем его самые востребованные нужды. Первое, что бросается в глаза, — ветхие, неприглядные Дома культуры. И еще одна из самых болевых точек — отсутствие водоснабжения.
В бюджете республики на 2015 год мы заложили средства на строительство 5-ти сельских Домов культуры. Эти средства также будут распределяться на конкурсной основе. К обязательным условиям, а это наличие уже оформленного земельного участка и подключение к электроэнергии, добавится наличие в муниципальных бюджетах средств для софинансирования в размере 5 процентов. Это могут быть средства муниципалитета, это могут быть спонсорские вложения. Муниципалам надо проявить оперативность, кто уложится в срок, представит все необходимые документы, тот и получит данные средства. Министерству культуры совместно с Министерством строительство необходимо подготовить типовые проекты также к 1 марта, к этой же дате разработать положение о конкурсе. С началом строительного сезона, с 1 апреля, проект должен начать реализовываться.
Что касается строительства водоколонок, то это обязанность, прежде всего, муниципалитетов. В данном случае никакого конкурса не будет. Мы предоставим дополнительную финансовую поддержку тем кожуунам, которые осуществят строительство водоколонок собственными силами. Помощь в размере 50 процентов затрат будет предоставлена уже по факту законченного строительства.
Уважаемые коллеги!
Работа власти должна быть ориентирована на нужды людей. Особенно когда речь идет о местном самоуправлении. В 2015 году нам предстоит провести масштабные выборы на муниципальном уровне. Обновятся депутатские корпусы восьми муниципальных районов и г. Чадана. Своих депутатов предстоит избрать в 52 сумонах республики. Действующим депутатским составам и администрациям предстоит на деле доказать управленческую состоятельность.
По результатам 2013 года в рейтинге эффективности местных органов лидируют Кызылский, Тес-Хемский кожууны и город Ак-Довурак. Эти результаты наглядно показывают, на каких направлениях работы муниципалитеты зарабатывают свои «плюсы», по каким реальным делам будут оценивать работу муниципальной власти земляки-избиратели.
Так, победитель прошлого года — Кызылский кожуун — добился наилучших показателей в увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса (на 7,5 процента). За счёт наведения порядка с учётом и оформлением выданных ранее земельных участков в 24 раза увеличил их налогооблагаемую площадь. Это направление работы муниципальной власти позволило также в 86 раз увеличить показатель, характеризующий площадь земельных участков, предоставленных для строительства. За этими цифрами — острейшая проблема, годами ожидавшая своего решения, судьбы людей, попавших в трудную ситуацию по вине нерадивых чиновников. Ввод нового жилья за год увеличился в 2 раза.
В кожууне на 25,5 процента возросла заработная плата работников муниципальных детских садов, почти в 2 раза увеличилось количество детей, получающих дополнительное образование.
Тес-Хемский кожуун, занявший по итогам прошлого года 2 место, добился роста внебюджетных инвестиций (на 5,7 процента). Жители сумона Берт-Даг получили возможность ездить по новому автобусному маршруту в кожуунный центр. Почти на 30 процентов выросла зарплата учителей, на 34 — работников учреждений физкультуры и спорта. На 4 процента сократилась очередь дошколят за счёт создания 60 дополнительных мест в детских садах «Аян» и «Челээш». Кожуун на 51 процент перевыполнил план по вводу жилья. Новоселье отпраздновали 38 семей, рост введённых площадей, по сравнению с 2012 годом, составил 46 процентов.
Хочу отметить, что наши приграничные кожууны в этом году получили новые дополнительные возможности для развития. Введён безвизовыё режим с нашим традиционным внешнеэкономическим партнёром — Монголией. Этого решения жители Тувы и Монголии ждали с большим нетерпением, связывали с ним большие надежды. Теперь нет преграды для встречи с родственниками, со студентами, обучающимися по взаимному обмену. Важно не ограничиваться неофициальными челночными поездками, а организовать современную инфраструктуру приграничной торговли, туристических маршрутов, расширения культурных и деловых связей.
Третье место в рейтинге муниципалитетов занял город Ак-Довурак. Высоких показателей удалось достичь за счёт полного охвата населения регулярным автобусным сообщением; роста заработной платы учителей на 50 процентов, работников культуры — почти вдвое. А вот расходы на собственное содержание работникам органов местного самоуправления Ак-Довурака удалось минимизировать за счёт планирования из реальных бюджетных возможностей.
Коллеги! Предстоит сложная напряженная работа. При этом финансовые ограничения ни в коем случае не должны стать оправданием для снижения темпов роста, экономической стагнации. Нам всем и, в первую очередь, муниципальным руководителям необходимо перестраиваться и отходить от психологии пассивности и нулевого роста. Надо раздвигать рамки своих возможностей. Прежде всего, за счёт активного привлечения инвестиций. Я не буду повторять свое инвестиционное послание, но хочу остановиться на ключевых моментах взаимоотношений с инвесторами в свете последних законодательных изменений.
Как вы знаете, в республике введены налоговые льготы на прибыль и добычу полезных ископаемых для инвестиционных компаний, которые вступили в активную фазу освоения природных ресурсов и вошли в реестр региональных проектов. Таких компаний у нас пока две: «Межегейуголь» и «Лунсин». Нам еще предстоит заключить с ними инвестиционные соглашения, но уже сейчас достигнута договоренность о социальных инициативах. Так, компания «Лунсин» высвобождающиеся от льгот средства намерена направить на развитие объездной дороги в 2015 году и строительство школы ушу — в 2016-м. Такой алгоритм работы с инвесторами, во-первых, обоснован законодательно, во-вторых — взаимовыгоден.
Второй аспект — привлечение новых инвесторов. Для этого необходимо продолжить работу по снижению административных барьеров. Здесь у нас большие резервы. Надо очень серьезно отнестись к улучшению регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг, сократить сроки разрешительных процедур. Все процедуры по предоставлению, например, земельных участков или разрешений на строительство должны быть расписаны пошагово, начиная от поступления заявления, заканчивая выдачей соответствующего документа.
По требованиям федерального законодательства, мы должны перевести предоставляемые государственные и муниципальные услуги в электронный вид. Очень эффективная форма борьбы с коррупцией и волокитой. Каждый шаг, каждый административный барьер при переводе в электронный вид имеет свою стоимость — до 200 тысяч рублей. Чем меньше этих шагов, тем дешевле нам обойдется перевод услуги в целом. Согласитесь, это красноречивый индикатор готовности руководителей как отраслевых министерств, так и местного самоуправления пойти на снижение административных барьеров.
Важная задача 2015 года для муниципалитетов — подготовить конкретный перечень инвестиционных проектов и формирование инвестиционного паспорта кожууна. Инвестиционные паспорта муниципалитетов должны стать рабочим инструментом, с которого начинается знакомство потенциального инвестора с территорией.
Важно начать выходить на инвесторов с готовыми проектами муниципалитетов, требующими финансирования. Разумеется, качество подготовки всех документов должно быть на самом высоком уровне.
В 2015 году наличие конкретных проектов и объем привлеченных инвестиций станут главным критерием эффективности работы местной власти.
С 1 марта следующего года федеральным законодательством губернаторам предоставлено право в ряде случаев заключать договоры на аренду участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Среди оснований их предоставления — строительство объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализация масштабных инвестиционных проектов. Как вы понимаете — это хорошая возможность для наращивания инвестиционной привлекательности наших территорий. Я жду от вас предложений.
Поручаю Министерству земельных и имущественных отношений разработать проект закона об установлении критериев, по которым такие земельные участки могут предоставляться. Всё должно быть максимально просто, открыто и понятно для инвесторов.
Уважаемые коллеги!
Хотел бы остановиться на одной из важнейших задач, от решения которой во многом зависит успешность наших планов. Это — формирование качественного кадрового резерва руководителей.
Прошло 11 лет с момента принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положившего начало масштабной реформе местной власти. За эти годы уже сформировался определенный состав муниципальных руководителей. Где-то уровень компетенции выше, где-то — ниже, но уже сейчас понятно, что необходимо управлять этим кадровым багажом.
Я уже не раз говорил о таких принципах кадровой работы, как горизонтальная ротация и выстраивание стимулов для вертикального профессионального роста руководителей. Человек, пройдя управленческую школу на всех уровнях, начиная с поселенческого, заканчивая высшими муниципальными должностями, должен быть уверен в том, что его судьба не будет зависеть от чьей-то персональной воли, и у него есть хорошо просматриваемая перспектива дальнейшего карьерного роста.
Накопленный практический опыт муниципального руководителя, знание реалий жизни, профессионализм должны быть использованы на благо всей республики. Такой руководитель вполне может справиться с руководством отраслевого министерства. Руководители администраций муниципалитетов — это оперативные управленцы, менеджеры высшего звена, умеющие брать на себя ответственность за все, что происходит на их территории. И если председатель администрации или мэр крупного населенного пункта имеет хороший опыт антикризисного руководства, почему бы не использовать этот опыт для подтягивания уровня другого района?
Для того, чтобы работа с кадровым резервом руководителей стала более действенной, а их территориальная ротация возможной, необходимо переходить к практическим шагам. Одним из них должно стать строительство служебного жилья для председателей администраций районов. Поручаю заместителю Председателя Правительства — Руководителю Аппарата Канцелярии Главы и Аппарата Правительства республики сформировать порядок действий по созданию муниципального фонда служебного жилья. Даю на выполнение этой работы месячный срок.
Уважаемые коллеги — муниципалы!
Провожая юбилейный год, хочу напомнить, что на пороге ещё одна очень знаменательная историческая дата. Ещё один важный и значительный юбилей — 250-летие Даа хошуна. Конечно, он исключительно важен для всей Тувы, её истории. Это еще один повод прикоснуться к своим корням, изучить малоизвестную, но очень интересную историю административного управления Тувы, дела и судьбы её правителей. Вновь обратиться к биографии нашего выдающегося соотечественника Буяна-Бадыргы, памятник которому мы установили в этот юбилейный год. Уверен, что школьники Тувы, изучая эту страницу исторической летописи, откроют для себя много нового, познакомятся с именами и других выдающихся людей Даа-хошуна.
Самым непосредственным образом юбилей затронет Дзун-Хемчикский кожуун. С историей этого кожууна, с историей Чадаана связаны многие славные имена и традиции, возрождение религии и духовности, восстановление храма Устуу-Хурээ. Дело чести руководителей этого кожууна — мобилизовать своих земляков и привести их к юбилею с достойными результатами. Правительство республики, конечно, окажем всемерное содействие. Уже утвержден план мероприятий по подготовке и проведению празднования. Но главной созидательной силой должны стать сами жители Дзун-Хемчикского кожууна.
Дорогие земляки!
В 2015 году наша страна будет отмечать большой и славный юбилей — 70-летие Великой Победы. Мы уже начали вести подготовку к этой знаменательной дате. Создан оргкомитет, составлен план работы. Организационные меры — вещь необходимая, но вспомогательная. Главное — отойти от формализма, вложить в мероприятия живую душу, искреннее желание отдать дань уважения ветеранам и приобщить к Великой Победе молодое поколение. Приобщить через конкретные судьбы наших прославленных и рядовых земляков, воспользоваться уходящей возможностью общения с фронтовиками. Их осталось так мало. Сегодня в Туве их всего 27 человек. Каждого фронтовика нужно окружить заботой. Провести полную диспансеризацию, обследование бытовых условий жизни, ежедневно интересоваться их здоровьем, нуждами. Организовать волонтерские отряды по работе с ветеранами.
Поручаю Министерству труда и социального развития совместно с Министерством информатизации и связи обеспечить каждого фронтовика мобильным телефоном с кнопкой экстренного вызова. Организовать с органами местного самоуправления круглосуточное дежурство на приеме экстренных вызовов. Вся организационная работа должна быть проведена в январе, с 1 февраля организовать выдачу телефонов.
Большой вклад в создание юбилейной атмосферы, в увековечивание памяти участников Великой Отечественной войны сделал Сергей Кужугетович Шойгу. Под его редакцией вышла книга «Тува — фронту». В ней представлены уникальные документы из Центрального военного архива об участии жителей республики в военных сражениях и о помощи Тувинской Народной Республики фронту. В своем посвящении к этой книге Сергей Кужугетович написал: «Это мое признание в любви к моей родине, к людям, живущим здесь. К вам, дорогие ветераны».
Книга распределена по библиотекам республики. Теперь у каждого желающего, а главное, у наших детей есть возможность приобщиться к славной истории нашего Отечества, к подвигу своих дедов и прадедов. В истории каждого народа, каждого государства есть страницы, которые являются высокими нравственными и духовными ориентирами. Необходимо и нам задействовать весь патриотический, интернациональный заряд 70-летия Великой Победы. Это хорошая возможность научить нашу молодежь гордиться своими предками, выразить благодарность живым и сохранить память о павших.
Мне очень по душе новая традиция — участие в парадах Победы Бессмертного полка, когда с фотографиями своих близких идут благодарные потомки. С каждым годом их становится все больше. Очень важно, чтобы такие чувства, как гордость за деда — фронтовика, благодарность бабушке — труженице тыла, объединяли нас. Объединяли людей разных национальностей, разной веры, профессии, возрастов.
Наши тувинские добровольцы сражались в рядах Красной Армии плечом к плечу с солдатами разных национальностей, из разных областей и республик Советского Союза. Таким же единым должен быть и Бессмертный полк.
Теперь об ещё одном важном акценте 2015 года. Как вы знаете, по предложению Президента России Владимира Владимировича Путина он объявлен Годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Я бы отнес эту проблему к одним из самых актуальных вызовов современности. В причинах смертности сердечно-сосудистые заболевания лидируют, как на мировом уровне, в целом по стране, так и у нас в республике. В Туве каждый третий умерший страдал сердечно-сосудистым заболеванием. Более того, эта болезнь стремительно «молодеет».
Борьбу с этим бичом XXI века необходимо вести комплексно: от пропаганды здорового образа жизни до эффективно выстроенной, многоуровневой медицинской помощи. Поручаю заместителю Председателя Правительства по социальной политике создать Межведомственную рабочую группу и до конца этого года разработать программу действенных мероприятий Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями в республике.
Хотел бы высказать несколько пожеланий. Первое — о пропаганде здорового образа жизни. Считаю, что Центр медицинской профилактики должен в корне пересмотреть методы своей работы. В просветительской работе с населением отойти от скучных лекций, плохо изданных буклетов и стенгазет. Использовать современные технологии, возможности интернет-пространства, телевидения. Нужны не отдельные акции, от случая к случаю, а разработанные специальные программы, например, «Здоровое сердце».
В основе такой программы должен быть посыл на здоровое питание, занятие спортом и отказ от вредных привычек. Почему бы в рамках проекта «Одно село — один продукт» не запустить программу «Полезные продукты». Ориентировать наших сельхозпроизводителей на выпуск экологически чистых, основанных на традиционной технологии, продуктов с присвоением специального знака качества.
Важно разработать программу и по развитию самого Центра медицинской профилактики, серьезно заняться модернизацией предоставляемых услуг, расширить их спектр. Нельзя оставаться во вчерашнем дне. Надо активно внедрять новые технологии на современном оборудовании, приглашать ведущих российских и зарубежных специалистов. Любой желающий должен иметь возможность получить в таком Центре обследование самого высокого уровня, получить соответствующие рекомендации и набор услуг по оздоровлению организма, в том числе и на коммерческой основе.
Значительное место в продвижении здорового образа жизни должна занимать активная пропаганда трезвости. Как вы знаете, мы много усилий направили как в области ограничения продажи спиртного, так и в строительстве спортивных залов и сооружений. Недавно в СМИ была приведена обнадеживающая статистика о том, что Тува стала лидером среди сибирских регионов по снижению потребления алкоголя. За 10 месяцев 2014 года физический объем продаж алкоголя в республике сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31,8 процента. В сентябре снижение было ещё существенней — на 33,1 процента.
При этом отмечается не только сокращение торговли спиртным, но и уменьшение количества отравлений от алкогольных суррогатов. По данным минздрава республики, смертей от таких отравлений за 10 месяцев нынешнего года зарегистрировано на 20,7 процента меньше, чем было в январе–октябре 2013 года.
Информация, конечно, позитивная, но это никого не должно расслаблять. Мы все прекрасно понимаем, что ограничение легальной торговли, увеличение стоимости акцизов побуждает активизироваться теневому рынку алкоголя. И это уже наблюдается. Не знаю, как в правоохранительные органы, но ко мне, особенно через мою страницу Вконтакте, часто обращаются с жалобами. Все знают, что в этой квартире или в этом доме продают суррогатное спиртное. Как говорят люди, знают об этом и сотрудники полиции, участковые, и председатели сельских поселений. И никаких мер никто не принимает. Знают они, кто и по каким дорогам завозит оптовые партии контрафактной водки и суррогатного спирта. Но контрфакт как попадал, так и попадает в торговые точки. Предлагаю провести одно из первых заседаний Совета по общественной безопасности в 2015 году по мерам реагирования на правонарушения в сфере оборота контрафактной алкогольной продукции.
Вот где точка приложения для общественных сил. Надо шевелить органы правопорядка, местных чиновников. Активно подключать надзорные органы. Чтобы никто не мог спать спокойно. Создать атмосферу нетерпимости к тем, кто пытается споить свой народ. Союз женщин Тувы, Советы отцов, Общественная палата, общество трезвости, Советы ветеранов. У нас зарегистрировано более сотни общественных организаций. Это огромная армия.
Предлагаю республиканским СМИ совместно с общественными активистами создать передачу, аналогичную «Контрольному звонку». Поручаю Министерству информатизации и связи создать государственный заказ на создание такой передачи.
Хочу отдельно поблагодарить Русскую православную церковь, Епископа Кызыльского и Тувинского Владыку Феофана за активную работу среди православных по пропаганде трезвого образа жизни. Вчера в республике состоялось знаменательное событие — интронизация нового Камбы-ламы республики Лопсана Чамзы. Поздравляя его с избранием, я выразил надежду, что в своей деятельности на этом высоком духовном посту учитель уделит особое внимание искоренению пагубных пристрастий, особенно в работе с молодежью.
Вернусь к Году борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. К созданию эффективной многоуровневой кардиологической помощи. У нас создан и успешно функционирует Региональный сосудистый центр. С начала 2014 года в центре получили медицинскую помощь около 1,5 тысячи больных с тяжелыми неврологическими и кардиологическими осложнениями. Это наше большое достижение, высокотехнологическую помощь теперь можно получить, не выезжая из республики.
Но этого недостаточно. Нужен следующий шаг — создание полноценной первичной кардиологической службы, особенно в районах. Поэтому подготовка специалистов для районного звена по данному профилю должна стать приоритетной.
Необходимо начать внедрение системы дистанционного ЭКГ с оснащением участковых больниц и ФАПов специальным оборудованием и организацией в Региональном сосудистом центре круглосуточного консультативно-диагностического кабинета. Считаю, что совершенно не действует патронажная служба наблюдения за больными сердечно-сосудистыми заболеваниями. Убежден, что борьба с болезнями системы кровообращения не будет результативной без грамотно выстроенной системы профилактики и комплексной медицинской помощи.
Год борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями должен иметь не только вполне конкретный результат в виде снижения уровня заболеваемости, но и задать нам правильный вектор дальнейшей работы по увеличению продолжительности жизни наших граждан.
Уважаемые земляки! Уходящий юбилейный год дал старт целому ряду проектов, которые объединены главным посылом — это инвестиции в человеческий капитал. Это инвестиции в наше будущее. Речь идет о таких проектах, как «В каждой семье — не менее одного ребенка с высшим образованием», проект, который я назвал для себя «Мужское воспитание в школе» и «Спорт — во дворы». Все эти проекты оказались востребованы обществом. Мы и дальше будем их активно реализовывать и выполним все намеченное. Призываю территориальные структуры федеральных органов власти самым активным образом включиться в реализацию этих проектов. Внести свой весомый вклад, например, в проект «Спорт — во дворы». Задача республиканских отраслевых министерств — сделать проекты основными ориентирами и учиться работать в формате проектного управления.
А это значит — создавать не рабочие комиссии, а проектные группы с самым широким участием представителей гражданского общества. Включение в Общественные советы при министерствах, привлечение участников движения Общероссийского Народного фронта, Общественной палаты, других общественных организаций к нулевым чтениям законопроектов, к практической реализации конкретных дел, к общественному контролю наиболее проблемных направлений — это требование времени, это адекватная реакция власти и общества на новые вызовы.
Свой вклад должно внести научное сообщество. В наших планах не только построить новое здание ТИГИ, но и переформатировать работу Тувинского института гуманитарных исследований в институт прикладных исследований. Усилить аналитическое направление по особенно актуальным вопросам нашего развития. Нам жизненно необходимы научные обоснования и разработки, готовые к внедрению в управлении производительными силами, природными комплексами, туристическими кластерами. В рамках института необходимо сформировать проектные группы молодых ученых, набранных по конкурсу. Важно использовать высокий образовательный, интеллектуальный потенциал современной молодежи и пресечь «утечку мозгов» в другие регионы страны. Поручаю Министерству образования и науки обосновать и представить на рассмотрение правительства новую концепцию Тувинского института прикладных исследований.
Дорогие земляки!
Сегодня наша страна отмечает День Конституции Российской Федерации! Пользуясь возможностью, хочу поздравить всех с этим значимым государственным праздником. Стабильность и устойчивость Основного закона страны, безусловность его исполнения — одно из ключевых условий развития и консолидации общества.
Предстоящий год ожидается непростым по своим экономическим, социальным и политическим вызовам. И противостоять этим вызовам придется не только государственной власти, но и каждому жителю. Вместе мы сможем ответить на любые вызовы времени!