Режиссёр сказок и волшебства

В этом году Театр юного зрителя г. Кызыла отмечает свое 55-летие. Инициатором создания театра для детей был Сергей Баир. Его мечта сбылась — театр был создан постановлением Совета министров Тувинской АССР от 1 июня 1964 года. Первым режиссером театра на протяжении десяти лет была Зоя Саая. С 1975 года и по сей день театром руководит Айлана Чадамба.

Театр юного зрителя — это особый вид театра, он предназначен, в первую очередь, для детей. Это сложнее, чем играть для взрослых, дети острее чувствуют фальшь и мгновенно реагируют на нее. Для детей надо играть с открытым сердцем, с чистыми помыслами — они доверяют только честным и преданным своему делу людям.

Еще труднее режиссеру, если актеры ТЮЗа — дети. Работать с такими исполнителями — задача, с которой справятся немногие. Их действительно единицы. Айлана Леонидовна Чадамба в ТЮЗе уже сорок пять лет, с 1975 года, до этого два года работала в созданном ею Народном театре села Сарыг-Сепа с двумя труппами: детской и взрослой.

Профессиональное образование Айлана Чадамба получила в одном из лучших творческих вузов — Московском институте культуры (МГИК), где занятия вели режиссеры Малого театра Лидия Павловна Новицкая, Петр Павлович Васильев, по общеобразовательным предметам — преподаватели МГУ. Как личность ее формировали и ветераны московской сцены, с которыми она общалась, в том числе Владимир Владимирович Гарденин.

В 1986 году поступила на Высшие режиссёрские курсы ГИТИСа. Руководителем был Борис Гаврилович Голубовский, в те годы главный режиссер театра им. Гоголя. Сама Айлана Чадамба признается: «Я воспитана на системе К. С. Станиславского, для меня важно переживание. И еще: мне очень повезло, что я встречала на своем пути очень талантливых людей, дружила с представителями старой актерской школы. Кто, как не я, передаст этот уникальный опыт нашим тувинским детям. Не должна прерываться связь времен».

Первым режиссером Кызылского ТЮЗа был Сергей Баир, он ставил пьесы Сергея Михалкова. Зоя Фёдоровна Саая ставила спектакли из русской классики, в частности, пьесы А. Островского. Именно Зоя Фёдоровна пригласила Айлану Чадамба в ТЮЗ. Айлана Леонидовна вспоминает: в 1976 году в первый раз поехали со стихами А. Блока по пьесе «Гибель» Алмазова в Читу на Всесоюзный конкурс чтецов, заняли второе место единственный раз, остальные призы — только Гран-при. В постановке играли учитель английского Роланда Конгар, семидесятилетняя самодеятельная артистка Печаткина.

«Потом я начала экспериментировать со сказками, — говорит Айлана Леонидовна. — Поняла, что это мое. На Дельфийских играх члены жюри, режиссеры МХТ, удивлялись: вроде, у вас сказки народные, фольклорные, а почему с современным подходом?» Айлана Чадамба старые сказки адаптирует для современных детей. Так она мыслит. Считает, дети должны воспринимать спектакль как свое, близкое, понятное.

Надо всю жизнь посвятить своей работе, — говорит Айлана Леонидовна. Существовать по-другому режиссер ТЮЗа не может. Она работала и в русской труппе Тувинского музыкально-драматического театра, но никогда не оставляла свой детский коллектив.

За сорок пять лет работы в народных театрах она выработала свой творческий метод, состоящий из нескольких принципов.

Заменяемость. Коллектив детский, постоянно меняется, А. Чадамба привыкла, что нет актеров, которые играют годами. Если ребенок заболел или уехал, ей не трудно убрать из спектакля персонаж, изменить финал. Дети не закрепощены, в отличие от взрослых, они мгновенно включаются в новые обстоятельства и решают новые задачи. «Однажды, — вспоминает бывшая актриса ТЮЗа Долаана Хертек, — заболела Долаана Оюн, игравшая Госпожу, и не смогла принять участие в спектакле, тогда вместо нее на сцену вышел мальчик Олча Ооржак. Он легко справился с ролью и сыграл так, что всем очень понравилось. Сейчас, вспоминая этот эпизод, я понимаю, что это было не только выходом из внезапно возникшей ситуации, а еще и добавило иронии и сарказма в образ злой госпожи». Это не особый случай, это для Айланы Чадамба нормальная каждодневная работа, которая и состоит из сплошных форс-мажоров.

Красочность. Спектакли режиссера всегда впечатляющие, с яркими образами, очевидно, она подсознательно понимает, что тувинским детям не хватает Сказки, Чуда, Зрелищ! С 1975 года она поставила около ста спектаклей, больших и малых, и совсем не случайно более половины из них — сказки. Про себя она говорит: я — режиссер-сказочник. Не менее десяти пьес по тувинским сказкам А. Чадамба написала сама.

Состояние полета. Айлана Леонидовна очень любит птиц, это символично — они умеют летать. Однажды в соцсетях она написала своим вчерашним тюзовцам: вы летите, а я буду с земли вам махать рукой! Никто не считал, сколько у нее спектаклей с образом птицы — десятки. К примеру, «Желтый аист». «Это была замечательная китайская сказка о юном художнике, — вспоминает Долаана Хертек, — который в благодарность за еду нарисовал в Чайной желтого аиста. С приходом гостей в Чайную аист оживал и танцевал для публики. Единственной просьбой художника было не заставлять аиста танцевать для одного человека. Но злой господин ослушался просьбы, и Желтый аист, станцевав для него в последний раз, умер. Спектакль в свое время выиграл городской и республиканский смотры народных театров». А со спектаклем «Птицы Поднебесья» в Сочи получили Гран-при.

Сотворчество. А. Чадамба говорит: «Атмосфера творческих поисков, когда тебе нужно вжиться в образ другого человека, объяснить его поступки, учиться наблюдать характеры, много дает подрастающему поколению. Во взрослой жизни это выльется в доброту, в понимание других людей, в общительность, в наблюдательность, в ответственность. Театр развивает у детей творческое начало и способность сопереживать. Мне кажется, ребенок-зритель больше верит ребенку-актеру». Опыт выступления дает детям способность видеть по-новому фильмы, спектакли, потому что они понимают, как создается образ.

Детская непосредственность. Режиссер утверждает, что «нужно ставить спектакли с самими же детьми. Настало время театров самих детей. Дети сейчас совсем другие, они много знают, они умнее нас, они быстрее развиваются со своими гаджетами». Художник ТЮЗа Юрий Минаев утверждает, что Айлана Чадамба не делает скидок на детство. Некоторые знают язык зверей, Чадамба единственная из взрослых знает язык детей, она как Карабас-Барабас и ругает (если ребенок просто показывает, а не вживается в образ, не тратит душевных сил), и эксплуатирует (дети постоянно выступают на городских мероприятиях). Существует особый мир — детский. Взрослые забывают его, а Айлана Чадамба сумела в нем остаться.

Вера в талант каждого ребенка. Чадамба уверена, что, на самом деле, все дети одаренные, надо к каждому ребенку найти подход. Она берет всех и присматривается, как отнесется к театральному искусству человек. Бывает, ребенок просто смотрит и мало что чувствует, а другой живет всем, что происходит на сцене. После нескольких занятий дети сами понимают, нужен им театр или нет, и нужны ли они театру. Многие уходят, но даже и они уже заражены бациллой театра, т.е. творчества.

Айлана Чадамба старается брать детей из неблагополучных семей, это тоже ее принцип. Она создает вокруг себя атмосферу семьи, все взрослые и дети как одна семья. И все дружат друг с другом. Многие честно признаются, что могли стать преступниками, если бы не Кызылский ТЮЗ.

В современных офисах важен принцип команды, этому она тоже учит, поэтому среди тюзовцев много успешных людей. Наставниками у нынешних артистов были тюзовцы, которые когда-то были такими же начинающими актерами. «Они с радостью передавали свой опыт нам, юным актерам», — вспоминают уже взрослые люди.

Бывший тюзовец Стас Ооржак, который и сам теперь работает в ТЮЗе, говорит:

— Она прекрасный педагог. Мы понимаем, как надо себя вести. Она не просто режиссер. Действительно, человек меняется, даже по себе могу сказать, я стал намного лучше, когда переступил порог театра. Это грамотный, продуманный подход со стороны Айланы Леонидовны. Я вообще не представляю Кызыл без ТЮЗа, город был бы другим.

Нравственность. Айлана Чадамба говорит: «Я после себя ничего не оставлю, потому что режиссеры, в отличие от художников, музыкантов, писателей, ученых, создают спектакли, которые умирают, они живут здесь и сейчас. Остается верить, что какой-нибудь спектакль сможет изменить человека к лучшему. Мы, режиссеры народных театров, останемся как миф и легенда, надеемся, что след останется в памяти людей, потому что живое творчество всех задевает до глубины души и никогда не отпускает. Я уверена, что мои дети не могут стать плохими людьми. Наша главная задача — воспитать в детях хороший вкус, чувство такта и порядочность в отношениях».

Режиссер считает своей задачей сохранить ТЮЗ, он должен существовать в Кызыле, несмотря на то, что власти недостаточно финансируют детские театры в России. И еще она старается, чтобы ее театр был известным в России. Как и наших спортсменов, театральные постановки из Тувы тоже должны хорошо знать в стране. Кызылский ТЮЗ входит в пятерку лучших детских самодеятельных театров России, он входит во Всемирную ассоциацию детских театров. Обладатель серебряной медали «Дельфийских Игр» 2005 и 2006 годов, золотой медали в 2017 году. Как победитель программы «Одарённые дети России» представлял своё творчество на сцене Колонного зала Дома Союзов. Спектакль «Мой друг — Золотой Олень» (по мотивам тувинских сказок Тоджи) в 2011 году был отмечен Грантом Главы Республики Тыва. Айлана Чадамба побеждает, потому что все видят, как работают дети, все участвуют и чувствуют себя актерами, даже если просто держат декорацию. За верность самобытной культуре и народным традициям многонациональной Тувы Айлана Леонидовна вполне заслуженно удостоена ордена «Буяна Бадыргы» III степени» в 2016 году.

Айлана КУЖУГЕТ,

доктор культурологии

16.02.2019

№: 

16

Рубрика: 

Похожие статьи

Популярные статьи

Продал дом? Можешь не регистрировать... 11.07.2013 №: 75 Всего просмотров: 170 671
Русский язык — река жизни 30.07.2013 №: 82 Всего просмотров: 99 467
Бизнес-гёрл из Кызыла 21.03.2013 №: 30 Всего просмотров: 99 108
У слияния Енисеев 30.07.2013 №: 82 Всего просмотров: 92 279
Зарегистрируйся и управляй страной 21.01.2014 №: 6 Всего просмотров: 69 439