История и современность

Контроль за использованием бюджетных средств всегда являлся одной из главных задач государства. Так, в цивилизованном обществе принято, чтобы граждане знали, на что и как государство расходует средства, которые они зарабатывают и отдают в распоряжение властей для использования на общественные нужды. Соответственно, создание оптимальной системы органов, выполняющих контрольно-надзорные функции при осуществлении расходования бюджетных средств, необходимо для выполнения данной задачи.

Первый контрольно-ревизионный орган в его наиболее современном понимании появился 95 лет назад — в первые годы советской эпохи, т.е. 23 октября 1923 г., когда в составе Народного комиссариата финансов СССР было со­здано Финансово-контрольное управление. Эта дата и считается днем рождения контрольно-ревизионных органов финансового ведомства.

16 ноября 1926 г. Постановлением Сов-наркома СССР вместо Финансово-контрольного управления Народного комиссариата финансов СССР образуется Главное управление Госфинконтроля. В его составе при наркомфинах союзных республик и местных финансовых органов создаются территориальные управления и отделы. Однако самостоятельно Госфинконтроль просуществовал недолго, в 1930 г. решением ЦИК и СНК СССР он был реорганизован, а его функции перешли органам Рабоче-крестьянской инспекции.

Тем не менее уже в 1937 г. в составе Народного комиссариата финансов СССР (далее — Минфин СССР) было образовано знаменитое Контрольно-ревизионное управление, имеющее свои территориальные отделения и работающее по годовым и квартальным планам проведения ревизии. Объектом ревизии могли быть в соответствии с компетенцией контрольного органа бюджет в целом (республики, области, района, города, сельсовета), наркомат, его главное управление, отдел исполкома, бюджетное учреждение, хозрасчетное предприятие, отделение Госбанка (в отношении кассового исполнения бюджета) и спецбанка и некоторые другие объекты.

Структура органов финансово-бюджетного надзора, центральным из которых было Контрольно-ревизионное управление Минфина СССР, после распада СССР легла в основу органов внутреннего финансового (бюджетного) контроля исполнительной власти в Российской Федерации. В августе 1998 г. на основе указанных учреждений был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ и контрольно-ревизионные управления Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

В Туве контрольно-ревизионная служба была создана в ноябре 1944 года вскоре после вхождения Тувинской Народной Республики в состав СССР. В образованном решением сессии областного Совета депутатов трудящихся Тувинской автономной области в Тувинском областном финансовом отделе создано контрольно-ревизионное управление, штат которого составляли пять контролеров-ревизоров.

В 1956 году в связи с расширением прав союзных республик контрольно-ревизионные управления были созданы также в Министерствах финансов всех союзных республик. Таким образом, аппарат Главного контролера-ревизора КРУ Министерства финансов СССР по Тувинской АССР со штатной численностью 6 единиц выполнял большой объем работы. Один раз в два года проводились ревизии исполнения каждого из 15 районов и г. Кызыла с обязательным проведением ревизии общего отдела исполкома районного Совета и отдельно бюджета сельского Совета.

Постепенно должности контролеров-ревизоров КРУ вводятся в наиболее крупных районах и г. Кызыле, увеличивается и штат центрального аппарата КРУ Министерства финансов СССР по Тувинской АССР.

К 1976 г. численность аппарата главного контролера-ревизора Минфина РСФСР по Тувинской АССР составляла 13 единиц. Проведение ревизий осуществлялось строго по квартальным планам, которые составлялись и согласовывались с контрольно-ревизионными отделами министерств, ведомств и ОБХСС Тувинской АССР, а затем утверждались Комитетом народного контроля Тувинской АССР, управляющими Госбанком и Стройбанком. Комплексные ревизии районов проводились совместно с ведомственными ревизорами и специалистами Минфина Тувинской АССР. Материалы комплексных ревизий представлялись исполкомам районных Советов народных депутатов и рассматривались на расширенных заседаниях исполкомов районных Советов, виновные привлекались к материальной ответственности, включая освобождение от занимаемой должности. Виновные в хищении государственных средств приговаривались к конкретным срокам лишения свободы с конфискацией имущества, предприятия лишались звания «Предприятия коммунистического труда», а руководители и работники исключались из рядов Коммунистической партии.

В 1998 году КРУ Минфина России было преобразовано в Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации, аналогичная реорганизация прошла и с его территориальными органами. В результате, Аппарат КРУ Минфина России в Республике Тыва выделился в самостоятельное управление со статусом юридического лица и получил наименование — Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Республике Тыва.

Контрольно-ревизионная работа в то время осуществлялась Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Российской Федерации по соглашению с Правительством Республики Тыва.

Упорядоченность законов помогла раз­работать и провести в Российской Федерации в 2004 году административную реформу, в ходе ко­торой были реорганизованы многие министерства. Так, часть ранее существовавших департаментов Минфина России были выделены в самостоятельные фе­деральные службы. Одной из та­ких служб стало бывшее КРУ, получившее назва­ние Федеральной службы финансово-бюджетного надзо­ра (Росфиннадзор). На территории нашей республики Росфиннадзор осуществлял деятельность через свой территориальный орган — Территориальное управление Росфиннадзора в Республике Тыва.

2 февраля 2016 г. Указом Президента Российской Федерации в целях совершенствования контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти Росфиннадзор был упразднён, его функции по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере были переданы Федеральному казначейству, при этом было поручено обеспечить непрерывность контроля и сохранение кадрового потенциала упразднённого органа.

В настоящее время государственный финансовый контроль Федеральным казначейством осуществляется по-новому, при этом сохранено все лучшее, что было создано за девяносто с лишним лет и дополнено возможностями и технологиями Федерального казначейства.

Федеральным казначейством за достаточно короткий срок был принят целый ряд документов, регламентирующих этапы планирования, организации и проведения контрольных мероприятий, а также подготовки отчетности.

Кроме того, разработаны Стандарты внутренней организации контрольного мероприятия и классификатор нарушений, выявляемых в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере. Это позволило унифицировать подходы к осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, а также поэтапно реализовать ряд важных мероприятий по автоматизации внутренних процессов организации деятельности ревизоров.

Сегодня в арсенале ревизора имеется широкая линейка программных продуктов, оператором которых является Федеральное казначейство. Ревизоры имеют прямой доступ к информации о финансировании объекта контроля, оплате заключенных контрактов и т.д. Это позволяет ревизорам не только проводить предварительный анализ и осуществлять подготовку к проверкам, но и устанавливать некоторые нарушения, не назначая при этом контрольные мероприятия.

Создана автоматизированная система внутреннего государственного финансового контроля, которая включает весь цикл контрольной деятельности от планирования до формирования отчетности, в том числе и внешней отчетности, представляемой в Минфин России и Федеральную службу государственной статистики.

Если раньше контрольно-ревизионные органы в своей деятельности могли полагаться на две важнейшие точки опоры, закон и многолетний опыт, накопленный предшествующими поколениями ревизоров, то сегодня могут также полагаться на информационные технологии.

История контрольно-ревизионных органов России — это девяносто пять лет работы по последовательной борьбе с коррупцией, выявление огромного объема незаконно либо неэффективно использованных средств, возврат государству сотни миллиардов рублей.

Несмотря на то, что перед контрольно-ревизионными органами России сегодня стоят уже новые задачи, но все так же актуальными остались слова Наркома финансов СССР А.Г. Зверева: «Финансовая система обязана заботиться о том, чтобы каждый рубль государственных денег был затрачен с максимальной пользой».

В этом году отмечается 95-летие со дня образования контрольно-ревизионных органов России. В связи с этим праздничным событием выражаю глубокую благодарность контролерам и ветеранам за самоотверженный труд, профессионализм и бесценный опыт. Желаю крепкого здоровья, счастья, благополучия и достижения намеченных целей.

С. Н. Саая,

руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Тыва

13.10.2018

№: 

114

Рубрика: 

Популярные статьи

Продал дом? Можешь не регистрировать... 11.07.2013 №: 75 Всего просмотров: 169 250
Русский язык — река жизни 30.07.2013 №: 82 Всего просмотров: 98 123
Бизнес-гёрл из Кызыла 21.03.2013 №: 30 Всего просмотров: 97 765
У слияния Енисеев 30.07.2013 №: 82 Всего просмотров: 90 973
Зарегистрируйся и управляй страной 21.01.2014 №: 6 Всего просмотров: 69 185