Григорий ДОЛГОПОЛОВ

Кроме того, в самом Хову-Аксы предусматривалось в 1971 г. ввести в эксплуатацию два жилых дома (по генплану посёлка жилые дома были в 2-этажном исполнении), детский сад на 100 мест, комбинат бытового обслуживания, Дом культуры, профилакторий, теплицу, пекарню и автодорогу п. Элегест–п. Хову-Аксы (12 км).

В январе 1977 г. группа специалистов института «Гипроникель» Минцветмета СССР, приехавшая в Хову-Аксы во главе с главным инженером института Н.Т. Дундуковым, рассматривала мероприятия, разработанные институтом и одобренные Главком, по производству (извлечению) серебра из руд кобальтового месторождения, а институт ВИМС уже разрабатывал установку на обогащение руды. Этот же институт также разработал технико-экономическое обоснование по извлечению из руд солей и работал над вопросами проектирования оборудования для этой технологии. По итогам работы специалистов института «Гипроникель» и комбината «Тувакобальт» было подготовлено и направлено Министерству цветной металлургии СССР письмо за подписью руководства республики и института «Гипроникель» по вопросам перспектив комбината «Тувакобальт». В 1982 г. для геологических поисков на кобальт было выделено 650 тыс. руб.

  К сожалению, вся эта гигантская работа оказалась ненужной сегодня…

  Если говорить о заделе, то хочется акцентировать внимание читателей на том, что геологами в те годы была проведена колоссальная работа. Ведь необходимо было и далее разведывать на территории республики новые месторождения полезных ископаемых. По договорённости с министром геологии СССР Козловским совместно с красноярскими геологами определили основные направления в работе геологов Тувы. Для этого в столице Тувы собрали самый - по количеству- представительный геологический форум. Под председательством заместителя министра геологии СССР В.М. Волкова было проведено выездное заседание научно-технического совета Мингеологии СССР. Оно собрало в Туве около 80 человек: руководители (доктора и кандидаты наук) всех институтов нескольких министерств СССР (Мингеологии, Минцветмета, Минпромстройматериалов), а также группа ведущих специалистов Сибирского Отделения АН СССР во главе с академиком Кузнецовым. Было заслушано и обсуждено 10 докладов по вопросам дальнейшего развития минерально-сырьевой базы республики. В обсуждении выступили 19 человек, и все они говорили о комплексном освоении месторождений. Были приняты рекомендации, подготовлена записка в проектный институт «Сибгипротранс» о проектировании ж/дороги Курагино–Кызыл, а также обобщающая записка в министерства и Госплан СССР по запасам минерально-сырьевой базы республики. Участники форума приняли обращение к руководству СО АН СССР об укреплении Тувинской экономической лаборатории кадрами; выработаны рекомендации по организации работы Тувинской экспедиции с министерствами СССР и РСФСР.

Особенно весомо выступил академик Кузнецов, чьи слова мне хочется процитировать:

  «Тува - перспективнейший район в стране по залежам цветных и редких металлов. Необходима переоценка геологических работ в связи с ближайшим строительством железной дороги в Туву».

  Он отметил сходство металлогении Тувы с металлогенией Бурятской АССР и Северо-Востоком Монголии. В республике возможны поиски залежей флюорита - это компонент плавки в алюминиевой промышленности, - которым в те годы интересовались и зарубежные страны. Академик поддерживал концентрацию работ тувинской экспедиции на Сенгиленском направлении (Улуг-Танзек, уртиты и др.), разведку на медно-молибденовые руды (Ак-Суг). Месторождение на Терлиг-Хая, по мнению академика, явно недоразведано, и можно пока не вести работы по Чазадырскому месторождению.

  Доктор геолого-минералогических наук института Министерства цветной металлургии СССР А.И. Кравцов определял ближайшие задачи так: надо завершить оценку Ак-Сугского месторождения; Тардан также может иметь промышленное значение; а вот на россыпное золото (прежде всего в Харале и Систыг-Хеме) степень изученности пока низкая. Необходимо довести оценку любого месторождения до определённой кондиции.

  Доктор наук из института Минцветмета СССР Солодов в своём докладе сначала подробно остановился на месторождении Улуг-Танзек (щелочные граниты), которое содержит тантал, ниобий, цирконий, гафний, возможно литий, криолит и другие. Он подчеркнул: среднее содержание тантала превосходит все разведанные и осваиваемые месторождения в стране. Его массив размером 1,0х1,5 км и пока на глубину 500 метров. Содержание редкоземельных металлов на месторождении Улуг-Танзек в 2 раза выше, и оно покрывает потребности страны на многие годы. Литий также еще может пригодиться. А затем дал подробный анализ Кара-Сугского месторождения, оценив его как самое технологичное, хотя и среднее по запасам целевых руд. На территории Тувы могут быть фосфориты — их нужно искать по аналогии с Монголией. Н.А. Солодов рекомендовал создать в составе Тувинской геологической экспедиции самостоятельную редкоземельную партию и разработать генеральную программу по редким землям, увязав её с институтом министерства.

  На этом заседании тувинский учёный К.С. Кужугет вместе с П.И. Ролдугиным говорили, что запасы асбеста по Ак-Довуракскому месторождению — 5,5 млн тонн, плюс 2 млн тонн лежат на глубине 400-450 м, содержание 3-4%. Хотя в технико-экономическом отчёте по Ак-Довураку тогда было определено 6,25 млн тонн асбеста.

 В рекомендациях, принятых на выездном заседании НТС Мингео СССР, отмечались три составляющие геолого-поисковых работ: что искать, где искать, как искать. Одновременно были чётко определены направления в работе геологов республики с учётом отдачи. И была выражена уверенность в том, что должен наступить новый этап в работе геологов в Туве. А для этого надо решать вопросы разведки и оценки месторождений совместно с геологами Красноярского края; менять существовавшее в то время отношение Красноярского геологического управления к экспедиции в Туве. В работе Тувинской экспедиции должен был наступить новый этап.

  О долгосрочных, вплоть до 1990 г., перспективах говорилось еще на одном представительном форуме, который прошел в Кызыле в июне 1974 г. Он состоялся по инициативе академика А.Т. Аганбегяна, который внес на бюро обкома предложение рассмотреть проблему развития производительных сил Тувы в комплексе, при участии Госплана СССР, СО АН СССР и других министерств и ведомств, на научно-практической конференции. Подобные конференции уже прошли в Иркутске, Тюмени, Томске, Якутске, в других городах. В 1974 г. в этот список вошла и Тува. Только из Москвы на конференцию прибыли около 100 человек. Все рекомендации конференции пошли в разработку, скоординированные с Госпланом СССР, множеством ведомств, проектных институтов и других заинтересованных в помощи молодой республике организаций. Главный доклад на конференции был от имени Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, с которым выступал его директор Аганбегян.

  А ранее в п. Хову-Аксы была проведена конференция представителей республиканских предприятий и организаций с вопросом «Научная организация труда на предприятиях Тувы». То есть, все вопросы дальнейшего развития народного хозяйства решали, опираясь на научные разработки, с привлечением квалифицированных экспертов, комплексно и коллегиально. И - на перспективу.

  Насколько известно, в республике есть разработанный план социально-экономического развития на ближайшие годы, так что будем надеяться: его осуществление поможет придать Туве новый импульс в возрождении экономики. Ведь известно, что первым отыскал тяжёлый камень - образец руды месторождения кобальта - потомственный арат Кыргыс Хойтпак-оол. За открытие кобальтового месторождения К. Хойтпак-оол был удостоен Государственной премии СССР.

 А если говорить в целом, какой в те годы был выполнен задел в промышленности Тувы, то не могу не рассказать о том, что не удалось тогда завершить.

  В мае 1983 г. была подготовлена и отправлена записка обкома и Совмина республики в ЦК КПСС и Совмин СССР. В ней была просьба помочь решить четыре вопроса. Это установление коэффициента к зарплате населению, то есть приравнять Туву к районам Крайнего Севера, что и было сделано. Второе: проектирование в 1984-1985 гг. железной дороги до Кызыла. Третье – проектирование в эти же годы продуктонефтепровода Ачинск – Минусинск – Кызыл. И четвертое – открытие в Кызыле филиала Красноярского сельскохозяйственного института, что, как известно, позднее было сделано.

  Что касается продуктонефтепровода, то Госплану СССР в лице Н.К. Байбакова поручение о включении его в перечень объектов на проектирование в 1984-1985 гг. было дано. Госкомитет СССР это предложение тоже поддерживал. Когда позднее довелось встретиться с председателем Совмина СССР Н.А. Тихоновым, он заверил: продуктонефтепровод в Туву будем строить. Уже в ноябре 1985 г. к нам приехал главный инженер Волгоградского института «Гипронефтетранс» А.Г. Тумаринсон, который познакомил с трассировкой строительства продуктонефтепровода Ачинск – Минусинск – Кызыл протяженностью 420 км. Диаметр трубопровода 200 мм с переходом на 150 мм, мощность закладывалась 300 – 350 тысяч тонн в год. Кроме того, предусматривалась перекачка двух сортов бензина и двух – дизельного топлива. Госплан СССР должен был определить стоимость строительства и его сроки. По моим сведениям, сегодня мало что делается в продолжение того задела, хотя вопрос не праздный.

      450 АВТОМАШИН В СУТКИ

 29 октября 1970 г. На торжествах по случаю сдачи в эксплуатацию трассы Ак-Довурак - Абаза собрались сотни людей. От Государственной комиссии выступали несколько человек, среди них - представитель Сибирского военного округа т. Гусев. «Нас, военных, эта дорога полностью удовлетворяет», - тогда сказал он. А уж тем более она удовлетворяла потребности Тувы, ведь её расчетная интенсивность составляла 450 машин в сутки!

 В конце 1970 г. обогатительная фабрика первой очереди комбината «Туваасбест» уже выдавала более 2 тыс. тонн асбеста в сутки. Его вывозили на Абазу, где была железнодорожная станция. В утверждённом техническом проекте на строительство второй очереди комбината было включено ещё и расширение этой станции, плюс строительство к ней автодороги протяжённостью 237 км, а также линии электропередачи 220 квт, подстанций в Абазе и Ак-Довураке. Все эти объекты включались в технологию, а значит, и смету производства асбеста, ибо других источников финансирования в Туве не существовало, а строительство и ввод в эксплуатацию асбестового комбината полностью зависело от них. Трудились на дороге очень интенсивно, но примерно во второй половине июня 1968 г. почти все основные работы были остановлены. Причина - недоработка проектировщиков. Оказывается, при проектировании трассы не полностью провели изыскания и упустили участок курумника - большого вала огромных камней. Дорожники требовали от заказчика доработать проект и дополнительно оплатить им работу на этом участке. Началась межведомственная «возня».

 По существу, строительство комбината могло остаться без дополнительной мощности электроэнергии. Постановлением Совета Министров СССР строительство ЛЭП-220 квт и этой автодороги было поручено Минэнерго СССР, но затяжные переговоры руководства комбината и Совмина Тувы с начальниками главков этого министерства только задерживали сроки строительства.

 Тогда руководство республики обратилось в отдел тяжёлой промышленности ЦК партии с просьбой направить в Туву министра П.С. Непорожнева. Ведь именно он в свое время принял решение поручить строительство ЛЭП-220 квт с подстанциями одному главку министерства, а строительство автодороги Ак-Довурак–Абаза — другому. Соответственно руководство и база строительства ЛЭП дислоцировались в Туве, а строительства дороги - в Абакане. Непорожнев, конечно, дал согласие и сообщил дату прибытия в Абакан вместе с начальниками этих главков. Наше руководство принимает решение: направить в Абакан для их встречи В.Н. Антышева, зампреда Совмина, и завотделом обкома. И не только встретить, а провезти союзного министра по ещё не существующей автодороге Абаза–Ак-Довурак.

(Продолжение следует)

05.09.2019

№: 

96

Рубрика: 

Популярные статьи

Продал дом? Можешь не регистрировать... 11.07.2013 №: 75 Всего просмотров: 169 312
Русский язык — река жизни 30.07.2013 №: 82 Всего просмотров: 98 183
Бизнес-гёрл из Кызыла 21.03.2013 №: 30 Всего просмотров: 97 827
У слияния Енисеев 30.07.2013 №: 82 Всего просмотров: 91 031
Зарегистрируйся и управляй страной 21.01.2014 №: 6 Всего просмотров: 69 196